Варебрус в Зале под сводами

Фото: Goaleks.ru
Леонид Варебрус посещает наш город не впервые, и в этот раз журналист привез на суд зрителей серию документальных зарисовок о богатой культурной истории провинции, которая часто ускользает от пристального взгляда журналистов. Первым на очереди был фильм об усадьбе Абрамцево (или Обрамково, как назвал фильм сам режиссер, используя старое название поселения), снятый для студентов Академии Художеств. Несмотря на то, что каждый александровец, кому не чуждо искусство, наверняка бывал в Абрамцево или слышал о музее-усадьбе — все же всякий рассказ о месте, где творили Репин, Васнецов, Врубель и многие другие может поведать немало нового.
Следующий фильм отправил зрителей в Рязанскую область, в поселок Шилово, что на Оке. Это место издревле становилось домом для самых разных культур: следы цивилизации здесь оставили и древние скифы, и татаро-монголы, и финно-угры. По словам основателя местного краеведческого музея Андрея Гаврилова значительная часть представленных экспонатов была найдена местными жителями — кажется, здесь каждая изба хранит кусочек истории. Видимо, не желая отставать от дел человеческих, природа здесь представляет не меньший интерес — за полвека своего существования местный «пьяный лес» с изогнутыми соснами успел обрасти немалым количеством мифов.
В качестве несколько необычной интермиссии между эпизодами документального цикла на экране вдруг появились актеры Театра на Юго-Западе, которые в образе художников-«митьков» исполнили «Песню о тревожной молодости». Что ж, забавно.
Говоря о культурном наследии глубинки, конечно же нельзя обойти стороной музыку. Девочки из детской вокальной студии народного ансамбля «Былина» при поддержке своего знаменитого руководителя Валерия Галкина исполнили традиционные народные песни. Неожиданно, Леонид Варебрус предложил прямо на месте записать исполнение рождественской песни, что и было проделано после небольшой репетиции.
Следующей остановкой видеопутешествия стало село Палищи Владимирской области, примечательное тем, что большинство его жителей являются потомками священников, в разное время пришедших служить в церковь Ильи Пророка. Эту церковь расписывали ученики еще одного сына священнослужителя — Виктора Васнецова. Кроме того, недалеко отсюда после ссылки жил известный писатель Александр Солженицын.
Затем мы переместились в Кадаши — это в Москве, на Якиманке. В конце XIX века здесь, начиная проповеди прямо на набережной и в различных трактирах и чайных, собирал паству протоиерей Николай Смирнов. Впоследствии из этой паствы соберется хор, который будут приглашать к себе и другие церкви, а на праздник 300-летия дома Романовых этот же хор будет петь уже на Красной площади. Здесь же жил купец и меценат Николай Григорьев, изгнанный революцией из Москвы и обреченный на смерть. В 2000 г. он был причислен к лику местночтимых святых как новомученик-исповедник.
Наконец, последний пункт назначения — подмосковное Федоскино, где живет традиция лаковой миниатюры. Оказывается, изготовляются знаменитые шкатулки вовсе не из дерева, а из картона, по технологии, заимствованной в Германии купцом Петром Коробовым. 200 лет спустя федоскинские шкатулки все еще пользуются огромной популярностью как в нашей стране, так и за рубежом.
Представленные эпизоды, несмотря на не самую очевидную последовательность, объединяет подход. В каждом селе Варебрус находит старожилов, чьи судьбы, как и судьбы их предков, тесно переплетены с историей местности, в каждом сюжете проглядывается связь времен. Объем представленной за отведенные два часа информации, к сожалению, оставил совсем немного времени для живых комментариев к материалу, которых сильно не хватало. Как насчет лекции в следующий раз?
Комментарии