Василий Боровиков: «Я пишу с удовольствием»

Фото: ua.trud.com, Галина Ахсахалян
Фото: ua.trud.com

3 марта мир отметил День писателя – профессиональный праздник литераторов. Праздник неофициальный, но последние лет десять хотя бы ознаменованный интервью с писателями в местной прессе. В этом году, увы, ничего в газетах не было. А писатели у нас есть! Например, карабановец Василий Боровиков, написавший основной текст книги «Александров. История города в стихах и рисунках». Книга вот-вот будет сдана в типографию, а пока интервью с Василием. Мы давно знакомы, поэтому разговор на «ты».

– Василий, добрый день! Поздравляю тебя с Днём писателя! Хочу с тобой поговорить как с писателем.

– Про День писателя впервые слышу, а в том, что я писатель, ты ошибаешься.

День писателя отмечают уже 34 года. Кстати, писатель – не обязательно прозаик, он может быть и поэтом. Писатель – тот, кто пишет книги. У тебя есть книги?

– Два выпуска поэтического сборника «Ситцевый город», в первом опубликовано десятка два стихотворений и во втором десятка три.

– В Карабаново тебя знают, любят, хорошо принимают. В Александрове и в Посаде тоже.

– Так я для всех пишу. Я работал в александровском театре лет 6-7, писал сценарии Дней города. Сейчас работаю в ДК города Карабаново – там пишу сценарии. Для Нового года, Масленицы, Дней города. Мы пишем на пару с режиссером Валерием Поповичем. Валерий Иванович пишет, кто выходит на сцену, что они говорят по сюжету. А я пишу диалоги. Мне это несложно совсем.

– Считается, профессионал тот, кто работает хорошо и быстро. Ты быстро пишешь?

– Я быстро пишу, да. Поздравление могу за час написать, максимум за три, эпиграмму – минут за 10.

– Я знаю, что ты работаешь быстро, потому что имела счастье работать с тобой над книгой об Александрове. Тебе надо поставить задачу, а ты пришлешь варианты. Можешь подкорректировать текст, если нужно, – изменить, сократить или добавить какой-то эпизод. С тобой легко работать, ты не обижаешься на критику. Писатели, как правило, люди обидчивые, а ты?

– Я не знаю, что такое обида. Могу обидеться, если мне скажут, что я плохо написал. Но я не пишу плохо.

– Когда началось твое писательство серьезное?

– Когда старшая дочка закончила 10 класс, я написал сценарий выпускного вечера. С тех пор этих сценариев я написал десятка три или четыре.

– Ты всегда пишешь с юмором, с подколками…

– Так жизнь такая! Я смотрю на Ширвиндта – ему 85 лет, и он однажды сказал: если всё воспринимать всерьёз, то жить не стоит. И это правда – будешь всё время злой, озабоченный, испуганный. Надо смотреть на жизнь, как Ширвиндт.

– А прозу ты пишешь?

– Я работал в газете, писал заметки – это проза или нет? Меня больше помнят по стихам. В газете «Вперёд» (Сергиев Посад) я лет десять писал как Вася Квасов, в газете «Александровский Голос труда» – как Иван Кондовый. У меня даже подражатели были.

– Ты непрерывно генерируешь тексты, а что такое творческий кризис, тебе известно? Бывает, что не пишется?

– Нет, не бывает. Если лень только… Если мне интересно, я пишу. Вот я с тобой книжку зарядил, потому что это интересно, потому что будет результат.

– Тебе важно воплощение, результат?

– Желательно, чтоб была реализация. Спектакль, например. Песня. Я могу известные стихи переделать по приколу.

– А нет таких амбиций, чтобы собрание сочинений издать? Сколько у тебя папок с рукописями?

– Тридцать папок по сто листов. И это не черновики, а законченные вещи. Стихов одних несколько тысяч. Я их не считал никогда.

– Пастернак писал: «Не надо заводить архива, /Над рукописями трястись», но я с ним не согласна. Твоим архивом точно надо заняться, что-то издать…

– Тут другая история. Я когда-то семье сказал, что смогу заработать авторучкой. Заработать своей писаниной. Мне никто не верил. Я пошел в «Голос труда», показал свои стихи, мне сказали: пиши!

– Я помню стихи к 1 сентября – иронично-философские. Все стихи были к праздникам или на злобу дня. И посадские друзья помнят Васю Квасова, причем для них стало новостью, что ты не из Посада, а вообще из Карабаново. Читателям нравились твои стихи, их ждали, читали вслух – хотелось с другими поделиться.

– Я заметил: читаю стихи серьезных поэтов. Вижу: шикарно написано. Рифма, картинка – всё есть. Закончил читать – и забыл, о чем читал. Все, кто пишут красиво и качественно, не вставляют в стихи то, что задержит внимание, – и они вылетают из головы. Я не то чтобы вырабатывал свой стиль – он сам выработался. Я читаю, и все ржут. Находятся ассоциации, которые людям понятны, узнаваемы, запоминаются – и при этом смешно. Все любят забавное что-то.

– То есть можно жить писательским трудом в наше время?

– Можно. Я это доказал себе. Я пишу сценарии (по договору), у меня их москвичи покупают. Пишу поздравления. Причем люди хотят именно в такой манере: забавно, смешно и одновременно трогательно. Как они меня находят, я не знаю. Сарафанное радио, наверно.

– У писателей принято спрашивать о творческих планах – или жизнь каждый день подбрасывает работу?

– Планы диктует календарь. Новый год – поставили «Золушку», прошла на ура. Писал сценарий концерта на 23 февраля – замечательно было. Масленица прошла на ура – поставили «По щучьему велению – 10 лет спустя». Скоро 8 Марта, потом День Победы. Работа есть всегда. Заказы тоже всегда есть. Чего я только не писал! Платили всегда неплохо. Я отдаю стихи готовые и говорю: «Вы можете их прочитать и мне не платить, если вам не понравилось». Всегда платят. Значит, нравится людям то, что я делаю.

– Потому что это живое и настоящее. Талантливое.

– Это настроение. Когда оно есть, я пишу с удовольствием.

Александров Карабаново ВасилийБоровиков ДеньПисателя интервью
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
12 очень хорошо
(12 оценок)
Высокие оценки пользователей за Полезность
44 просмотра в декабре
3 человека рекомендуют
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии